З. Гейзель. Политические структуры Государства Израиль

Сионистское движение

Поразительным фактом является то, что в течение всех средних веков, более того — на протяжении всего почти двухтысячелетнего изгнания евреи твёрдо знали: настанет день, когда они снова соберутся в Земле Израиля. Таково было пророчество, и ни тысячелетия рассеяния, ни антисемитизм, ни инквизиция, ни эмансипация не могли подорвать уверенность в обещании, записанном в Библии. Таким образом, духовная связь с исторической Родиной у евреев не прерывалась никогда.
Другое дело — практическое воплощение пророчества в жизнь. В течение многих веков многие евреи полагали, что исполнение пророчества — дело Божественного Провидения, а не людских рук. Ситуация изменилась в XIX-м веке, частично — под влиянием европейских национальных движений, частично — ввиду разочарования от итогов либерализации общества, сопровождавшейся зачастую ростом антисемитизма. Появились первые группы (в основном, молодых евреев в России), призывавшие к возвращению на Родину и восстановлению там национальной жизни — причём немедленно и самостоятельно.
Исключительный вклад в этом направлении сделал доктор Теодор (Биньямин Зеэв) Герцль, журналист из Будапешта. Первоначальный сторонник ассимиляции, он пересмотрел свои взгляды под воздействием процесса Дрейфуса, и создал организованное международное еврейское общественно-политическое движение — Всемирную Сионистскую Организацию (ВСО) со своим уставом, членскими взносами, съездами, банком и т. д. Движение и его идеология получили название «сионизм» по названию одной из Иерусалимских гор — Цион (Сион), часто упоминающемуся в Библии, литургии и считающемуся одним из имён Иерусалима. Первый Сионистский конгресс прошёл в Базеле (Швейцария) в 1897 г. Движение в относительно короткий, по историческим масштабам, срок, стало известно во всём мире и привело к новому всплеску репатриации евреев в Эрец-Исраэль, продолжавшую именоваться на картах и в прессе «Палестина», и возрождению еврейской жизни в ней.
После 1-ой мировой войны весь Ближний Восток был разделён на английскую и французскую зоны влияния; Палестина стала британской подмандатной территорией. Еврейский «ишув» (население Палестины) быстро развивался, создал свои органы самоуправления, а также промышленные предприятия, сельскохозяйственные фермы, здравоохранение, школы, университеты, банки, отряды самообороны, систему страхования, симфонический оркестр и т. д. Главными политическими успехами сионизма в послевоенный период можно считать следующие:
• «Декларация Бальфура» — официальный документ, направленный министром иностранных дел Великобритании Артуром Джеймсом Бальфуром лорду Ротшильду 2.11.1917 для передачи Президенту Сионистской Организации профессору Хаима Вейцману (будущему первому президенту Израиля). В «Декларации Бальфура» было заявлено, что правительство Великобритании признаёт историческую связь между еврейским народом и Землёй Израиля и сделает всё, чтобы способствовать созданию здесь Еврейского Национального Очага. Текст Декларации получил одобрение и утверждение ряда международных инстанций (Конгресс США, конференция в Сан-Ремо), а в 1922 г. включён в текст решения Лиги Наций о передаче Палестины под британское мандатное управление.
• Соглашение «Вейцман — Фейсал», подписанное Х. Вейцманом и тогдашним политическим лидером арабского мира, эмиром Фейсалом. Соглашение, составленное в дружественном и уважительном тоне, включало признание взаимных территориальных прав евреев и арабов и обрисовывало схему будущего сотрудничества между еврейским и арабскими государствами.
• Выборные структуры «Ишува» (см. выше) и ВСО получили официальный политический статус в глазах Великобритании и всего мира.
• В 1929 г. в рамках ВСО было создано Еврейское агентство («Сохнут») для сотрудничества между евреями и английским правительством в вопросах репатриации. Во главе «Сохнута»стоял фактический лидер ишува — Давид Бен-Гурион, будущий первый премьер-министр страны.
• В том же 1929 г. был создана «Хагана» («Оборона»), организованная вооружённая структура, подчинявшаяся выборным органам — «Сохнуту»и «Ваад Леуми» («Национальному Комитету»), эффективно защищавшая евреев во время погромов (см. дальше) и других враждебных действий.
Но не всё было гладко, и в первую очередь это касалось отношений с арабским миром.
• В 1923 г. Великобритания передала всю восточную (расположенную за рекой Иордан) часть Палестины (почти 80% территории) эмиру Абдалле, провозгласившему создание независимого эмирата Трансиордания (сегодня «Иорданское Хашимитское Королевство», или просто «Иордания»). Евреи считали этот шаг незаконным и противоречащим как Декларации Бальфура, так и решению Лиги Наций, но ничего, кроме протеста, не могли сделать.
• На смену идиллическим настроениям, появившимся в результате соглашения Вейцман-Фейсал, пришла новая реальность, и с ней — новый арабский лидер: Хадж Амин Эль-Хусейни, муфтий Иерусалима. Началась поощряемая панарабистскими силами массивная арабская иммиграция в Палестину, и арабское население страны, исчислявшееся в начале века несколькими десятками тысяч, начало стремительно расти. Стараниями Эль-Хусейни и возглавляемого им Верховного Мусульманского Совета соглашение Вейцман-Фейсал было похоронено; вместо него выдвигались экстремистские требования: полное прекращение еврейской иммиграции, запрет на приобретение евреями земли, создание чисто арабских (без участия евреев) органов самоуправления и превращения оных в арабское правительство Палестины, и др.
• В 1921 г. родился организованный арабский террор; во время погрома было убито 43 еврея, и британский комиссар решил временно приостановить еврейскую репатриацию, чтобы успокоить арабов. В 1929 г. прокатилась новая волна арабского террора, а в 1936 г. — «арабское восстание», в ходе которого, в частности, была полностью вырезана еврейская община Хеврона. При этом Эль-Хусейни уничтожил практически всех своих политических противников (как «неверных арабскому делу») и стал единоличным арабским лидером Палестины, пока не бежал, спасаясь от британских властей, в Сирию. Он одержал несомненный успех: британское правительство пыталось умиротворить арабов (опасаясь, не без основания, что они поддержат Гитлера в будущей войне) и ввело новые ограничения на еврейскую иммиграцию и продажу земли.
Сионистское движение было готово, в принципе, принять любой план, по которому евреи могли бы получить если не своё государство, то хотя бы автономию в рамках Британского Содружества Наций; в частности, руководство ВСО приняло программу Пиля, предусматривавшую раздел Западной Палестины на два государства — еврейское и арабское, и на создание временного смешанного правительства. Однако арабские лидеры (оставшиеся в живых после резни Эль-Хусейни) отказались даже обсуждать британские предложения совместно с евреями.
2-ая Мировая война и Катастрофа
Вторая мировая война прокатилась по всей Европе, и не только по ней. С её началом руководство ишува обратилось к евреям с призывом вступать в английскую армию, чтобы сражаться против нацистов. За исключением коммунистов, по указаниям из Москвы придерживавшихся в этот момент (как и коммунисты во всём мире), антибританских и прогерманских настроений, этот призыв был поддержан всеми политическими еврейскими силами. В рамках британской армии была создана Еврейская Бригада; многие же проходили службу и в «обычных» английских частях (будущий генерал, а затем министр обороны Израиля Моше Даян стал английским офицером и потерял глаз и два пальца на руке во время боёв в Сирии). Масса евреев героически сражалась в армиях союзников, в партизанских отрядах и французском Сопротивлении.
Арабы не поддержали призыва. Более того: А. Эль-Хусейни прибыл в Берлин и договорился с Гитлером о сотрудничестве, призвав мусульман (в Боснии и др.) сражаться на стороне нацистской Германии.
Палестина чудом не была захвачена Роммелем. Ишув был спасён, но этого нельзя сказать о других еврейских общинах: в результате систематического «окончательного решения еврейского вопроса» немцами и их союзниками в оккупированных странах было уничтожено около 6 миллионов евреев, в том числе — три четверти европейского еврейства. Кроме того, многие бежали, погибли на войне, умерли от голода и болезней. Не отдельная община в том или ином городе — целый пласт нации перестал существовать, и никогда уже не возродились еврейство Германии и Австрии, Польши и Литвы, Венгрии и Румынии, Югославии и Словакии, Чехии и Греции. Человеческий язык слишком беден, чтобы описать эту трагедию. Единственное, что смог он сделать — дать ей название в одно слово: Катастрофа («Шоа» на иврите, «Holocaust» по-английски).

З. Гейзель. Политические структуры Государства Израиль М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. – 2001.